пʼятниця, 30 червня 2017 р.

На 71 году ушёл из жизни наш односельчанин - Хоменко Петр Павлович, контр-адмирал

Похороны состоялись в полдень 29 июня 2017 года на сельском кладбище. Петр Павлович был звысококультурным человеком, преданным военному делу, семье и своему Отечеству - адмиралом! Передав свой богатейший благородный жизненный опыт своим потомкам... далее читайте школьное сочинение внука:

Я хочу быть на него похожим…

Я вглядываюсь в пожелтевшие от времени страницы газет и вижу лицо моего дедушки. Там оно молодое, но такое же, как сейчас, волевое, мужественное. Внимательным взглядом он смотрит на меня с первой страницы номера газеты «На страже Заполярья»… Сейчас мой дедушка – Петр Павлович Хоменко - контр-адмирал в отставке. Он многое видел, испытал на своем веку, но не утратил оптимизма. Несмотря на все невзгоды и выпавшие на его долю тяготы, Петр Павлович сохранил жизнелюбие, чувство юмора. Глядя на него, сразу понимаешь, что это сильный, мудрый человек. А как сформировался такой характер? Как складывалась его судьба? Я очень люблю беседовать с дедушкой. Из этих разговоров я многое вынес, надеюсь, вам тоже будет интересно узнать о жизни человека, сыгравшего определенную роль в истории края.

Петр Павлович Хоменко родился 16 сентября 1946 года в селе Потиевка, Радомышльского района, Житомирской области в семье служащего. Так как Петя был старшим ребенком в семье, уже с 5 лет на его плечах лежали многие обязанности по содержанию дома, приусадебного участка. Родители с утра до вечера работали: отец заведовал ветеринарной больницей, мать была в районной газете наборщиком – корректором, а старший сын помогал вести хозяйство. Петр трудился в саду, на огороде, кормил многочисленных животных, был в ответе за младших сестру и брата, а по вечерам собирал грибы, ягоды, ловил рыбу, играл со сверстниками. Он рос любознательным, внимательным, ответственным и сообразительным, в 6 лет умел считать и писать. В неполных 7 лет пошел учиться в потиевскую среднюю школу. Понимая, что дома не останется времени на учебу, Петр приноровился с младших классов очень внимательно слушать учителей и запоминать новый материал. Часто письменные домашние работы делал в течение последних пяти минут урока, после того, как учитель записывал на доске задание на дом. Если задание оказывалось объемным, приходилось его доделывать на перемене (дома не было не только времени, но и письменного стола). Но ни загруженность домашними делами, ни бытовые неудобства не помешали моему дедушке учиться только на "отлично".
Помимо учебы и выполнения домашних обязанностей дедушка успевал очень многое. Во-первых, посещал кружки в Доме пионеров, играл в духовом оркестре (с четвертого класса научился играть на гармони, а затем на гитаре) и солировал в хоре школы. Во-вторых, занимался спортом: бегал на лыжах, стрелял, увлекался шахматами, играл в баскетбол, волейбол. Но его любимым видом спорта был футбол, и уже с 15 лет Петр играл за команду взрослых на первенстве области. А в 16 лет стал чемпионом Житомирской области по шахматам среди сельских школ.
12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин совершил полет в космос, Петр заканчивал 8 класс. Это событие так захватило его воображение, что он решил для себя – стану космонавтом. Сказано – сделано, как человек решительный и целеустремленный стал готовиться к поступлению в летное военное училище. В 1964 году, окончив 11 классов с серебряной медалью, Петр с нетерпением ждал выпуска: хотелось быстрее поехать в Черниговское высшее летное училище, ведь при постановке на воинский учет он был признан годным к военной службе в истребительной авиации. Мать, узнав о мечтах сына, плакала, умоляла отказаться от этой затеи, но Петр был непреклонен: он старательно готовился к поступлению.
В это время футбольная команда проводила серию игр за кубок области. Петра просили принять участие в играх, но он отказывался, понимая, что нужно серьезно готовиться к вступительным экзаменам, чтобы мечта осуществилась. Когда команда прошла в полуфинал кубка, болельщики и футболисты все-таки упросили Петра принять участие в матче… Дедушка до сих пор отчетливо помнит и этот день, и эту игру, хотя с тех пор прошло уже больше сорока лет. Дело в том, что 12 июля 1964 года стало для него роковым: в том мачте дедушка получил серьезную травму колена.
В скором времени пришел вызов из летного училища. Несмотря на полученную травму, Петр взял палочку и, прихрамывая, поехал сдавать экзамены. Настроение было не боевое, терзали сомнения, мучило нехорошее предчувствие… Как оказалось, Петр беспокоился не зря: медицинская комиссия училища не допустила его к экзаменам. Приговор председателя был таков: «Травма серьезная, летать Вы не сможете, разве что обслуживать самолеты на земле». Так жизнь преподнесла первый тяжелый удар: рухнула заветная мечта, Петр понял, что подняться в небо ему не суждено.
Однако жизнь только начиналась, и нужно было думать о будущем, устраивать свою судьбу, вновь выбирать профессию. Петр не мог так быстро отказаться от своей мечты, переориентироваться и подать документы в другой ВУЗ. Кем станет, он еще не знал, но в одном был уверен: необходимо получить высшее образование.
Дедушка всегда отличался огромным трудолюбием, не мог сидеть сложа руки, поэтому, вернувшись домой, устроился разнорабочим на кирпичный завод, так как по окончанию школы получил вместе с аттестатом свидетельство каменщика второго разряда. Работа на кирпичном заводе была для него не трудной, но дедушка стремился к большему, стараясь реализовать свои возможности. Когда Петру исполнилось 18 лет, его вызвали в военкомат и сообщили, что он не годен к службе в истребительной авиации, но вполне может служить в Военно-морском флоте. Юношу это решение комиссии заинтересовало. Его не испугало даже то, что нести службу в ВМФ нужно было 4 года. Он знал, что в СССР в это время осваивались новые подводные лодки. А если присмотреться внимательнее, то атомоход напоминает космический корабль, только бороздит не космос, а мировой океан. К тому же члены комиссии подсказали, что в следующем году можно будет поступать в Военно-морское училище, а значит, появится возможность получить высшее образование.
Через год Петр приехал в Севастополь. До этого момента юноша никогда не видел моря, но влюбился в него с первого взгляда, видимо, предчувствуя, что отдаст этой стихии большую часть жизни.
Поступить в Черноморское Высшее Военно-Морское училище было нелегко. Абитуриенты толпились около учебного заведения, курсанты утверждали, что для поступления нужно дать взятку. Однако дедушке удалось преодолеть все трудности и с честью выдержать экзамены.
В училище Петр быстро приобрел авторитет и занял лидирующее положение, так как, благодаря сообразительности и трудолюбию, он не только сам учился на «отлично», но и всегда оказывал помощь в учебе товарищам. За честность, принципиальность, справедливость на втором курсе сокурсники избрали его секретарем комсомольской организации роты (впоследствии рота стала лучшей по успеваемости), на 3 курсе выдвинули в комитет ВЛКСМ училища, а на 4 курсе он стал членом комитета КПСС училища. Кроме учебы и общественной жизни, Петр продолжал заниматься спортом, на протяжении пяти лет был членом сборной команды училища по гребле и по шахматам.
Я люблю слушать рассказы дедушки об училище. Он всегда добрым словом вспоминает свое учебное заведение, товарищей, с благодарностью говорит о преподавателях. Но когда дедушка рассказывает о морских практиках и учебных походах, я слушаю затаив дыхание, ведь об этом нигде не прочитаешь! Например, о том, как в 1967 году в составе учебной роты ему довелось быть в зоне военного конфликта между Сирией и Израилем. Наши корабли находились тогда в Средиземном море в качестве сдерживающей силы и в любую минуту по приказу из Москвы могли приступить к боевым действиям.
В 1970 году Петр успешно окончил Черноморское Высшее Военно-Морское училище, получив специальность инженер-ракетчик и право выбора места службы. Он не стал долго размышлять, куда отправиться, а выбрал Северный флот, так как там базировалось больше всего атомных подводных лодок. Но когда дедушка прибыл в управление кадров флота, его отправили служить на надводный корабль, так как на подводных лодках не было свободных должностей по его специальности. Конечно, в тот момент он расстроился, что не станет подводником, но со временем осознал, как ему повезло, что он попал служить в столицу Северного флота.
Дедушка любит вспоминать, каким предстал перед ним в конце лета 1970 года город Североморск. После Черноморской экзотики Север показался сумрачным, серым. Солнце хоть и висело над головой круглые сутки, а не грело. Белые ночи поразили, лишили покоя и сна. Даже в криках чаек чудилось что-то беспокойное, нервное. Удивил Североморск и пустотой улиц: офицеры на лето отправили семьи на юг, и многие еще не успели вернуться. К тому же город был похож на огромную стройку: возводились жилые дома для моряков и их семей, а для кораблей строились причалы.
Теперь дедушка с огромной любовью говорит и о Североморске, и о суровом климате, проверяющем на стойкость, испытывающем силу воли, а о причалах готов слагать стихи. Ведь на флоте, по его мнению, все начинается и заканчивается причалами. Между причала­ми проходит вся жизнь моряка: здесь встречают корабли, вернувшиеся после дальних походов, гром оркестра вспу­гивает чаек, кружащих над кораблем в ожида­нии подачки. А в случае беды к причалу подходят корабли с приспущенными флагами, и все приморские го­рода погружаются в траур.
Сколько раз за годы службы дедушке приходилось уходить от родных причалов на долгие месяцы в море! Ритуал отложился в памяти на всю жизнь: пестрое разноцветье провожающих, облепивших сопку мыса Алыш, (ведь родных и близких в те времена не пускали на причалы); корабль, развернувшийся в сторону выхода из залива, берег, тающий на глазах за мысом Кар­бас. Последним с кораблем всегда прощался остров Кильдин, махая, как рукой, мощным прожектором маяка.
Уходить от причала интересно, но как приятно возвращаться домой из дальнего похода! Каждому моряку знакомо чувство радости, нарас­тающее по мере приближения корабля к приемному бую. А дедушка утверждает, что ко­рабль - живое существо, и ему тоже хочется скорее попасть домой, чтобы быстрее при­коснуться к причалу, уверенно обосноваться на знакомом месте. Когда трап закреплялся на причале, толпа встречаю­щих врывалась на него и устремлялась к кораблю, тогда повсюду слышались счастливый смех, шутки. В этот момент встречи казалось, что улыбается небо, радуются сопки и, конечно же, улыба­ются причалы: еще один из кораблей-сыновей вернулся домой, а значит, будет не так одиноко мокнуть под дождем и стыть под пронизывающим ветром полярными ночами.
Сколько раз дедушка возвращался из дальних походов – не счесть, но помнит каждую швартовку к родным причалам и не устает повторять, что за романтикой морских походов кроется огромный труд военного моряка.
Пожалуй, нельзя сказать, что карьерный рост у Петра Павловича был стремительным. Первые четыре года после окончания училища он командовал ракетной батареей на больших противолодочных кораблях: сначала на «Адмирале Макарове» (с октября 1970 по март 1971), затем на «Стройном» (с апреля 1971 по июль 1974). Несмотря на то, что у Петра было много обязанностей, в ноябре 1971 года на партийном собрании он был избран секретарем партийной организации корабля. Завоевав уважение ревностной службой, деловыми качествами, Петр оправдал оказанное доверие, умело выступая в роли политического руководителя, организатора. Это было принято во внимание, когда он утверждался делегатом на пятое Всеармейское совещание секретарей партийных организаций Вооруженных сил СССР, которое проходило в Москве в марте 1973 года.
Трудолюбие, самоотдача, постоянная забота о повышении своего воинского мастерства, повседневное обучение и воспитание подчиненных были замечены командованием. В августе 1974 года Петра Павловича назначили командиром зенитной артиллерийской боевой части большего противолодочного корабля «Стройный». А в апреле 1975 года по результатам выполнения боевых стрельб (при инспектировании Министром обороны СССР) корабль получил оценку «отлично», дедушкина ракетно–артиллерийская боевая часть стала лучшей на объединении.
В этом же году, оценив «…принципиальность, деловитость, понимание воинского долга, стремление предвидеть завтрашний день с его требованиями и задачами…» («На страже Заполярья» 28 марта 1975года), дедушке предложили поступать в академию Советской Армии. Это было заманчивое предложение, ведь по окончании академии он мог стать военным атташе за рубежом. Но сначала надо было решить все служебные дела. Так как корабль шел на ремонт в Николаев, Петр получил приказ сдать боезапас корабля в Севастополе. Когда начались экзамены, дедушка на своем корабле огибал Европу, однако желание учиться было велико, поэтому, сдав боезапас в рекордно короткие сроки, он все же отправился в академию Советской Армии.
Несмотря на то, что дедушка опоздал почти на месяц, его допустили к экзаменам. График сессии был очень напряженный, да и знания необходимо было показать отличные, но Петр Павлович справился со всеми испытаниями: успешно выдержав экзамены, был зачислен в академию и поехал на корабль сдавать дела. Когда он прибыл в Николаев, его вызывали к командиру эскадры на Северный флот.
Командование эскадры не хотело расставаться с перспективным офицером, поэтому стали объяснять, что его место на флоте, что только здесь он может стать командиром и адмиралом. В итоге разговора командир эскадры предложил дедушке должность старшего помощника командира на большом противолодочном корабле «Стройный». Слушая рассуждения командира эскадры, Петр понял, что без моря, флота он уже не сможет жить и, не раздумывая долго, дал согласие на назначение, отказавшись от обучения в академии.
Вернувшись на корабль, Петр Павлович принял дела и обязанности, и приступил к сдаче зачетов. В феврале 1976 года получил допуск на самостоятельное управление кораблем, а в октябре 1976 года его направили на высшие офицерские классы ВМФ в группу командиров кораблей. Казалась, уже скоро сбудется мечта – он ступит на капитанский мостик в должности командира корабля! Но по возвращении на флот в апреле 1977 года его ждало разочарование: свободных должностей старпомов на кораблях не оказалось, и Петра Павловича назначили помощником командира на большой противолодочный корабль «Адмирал Исаченков». Лишь в сентябре 1978 года последовало назначение старшим помощником командира на крейсер «Мурманск».
В декабре 1978г капитан 3 ранга Хоменко П.П. за «круглым столом» редакции газеты «На страже Заполярья» делился мнениями, опытом по внедрению в жизнь требований нового Корабельного устава с воинами отличного крейсера «Мурманск». Говорил о том, что в повседневной деятельности личного состава особое значение приобретает высокая организация службы корабельных нарядов.
25 апреля 1979г в числе лучших воинов крейсера «Мурманск» встречался с депутатом Верховного Совета СССР, командующим Краснознаменным Северным флотом адмиралом В.Н.Чернавиным.
Исполняя обязанности старпома командира крейсера «Мурманск», Петр Павлович освоил управление и «..зарекомендовал себя требовательным, грамотным офицером, что в сочетании с высокими организаторскими способностями позволило сплотить офицерский состав корабля, добиться высоких показателей в боевой подготовке, организации службы, достичь качественного выполнения задач боевой службы» (14. 01. 1980 «Красная звезда»).
Крейсер «Мурманск» носил звание «Отличного корабля» и лучшего по артиллерийской подготовке в Военно-морском флоте, в чем, несомненно, была заслуга и старпома крейсера «Мурманск», капитана 3 ранга Хоменко П.П. Деятельность его в этот период оценивалась как лучшего старшего помощника командира корабля на флоте.
В январе 1981 года сбылась заветная мечта дедушки: он стал командиром корабля первого ранга - большего противолодочного корабля «Адмирал Юмашев». Когда Петр Павлович принимал командование, корабль был отстающим, но знания, умение и желание работать помогли ему в первый же год вывести судно на первое место в 7 оперативной эс­кадре кораблей СФ, а затем в течение 3 лет удерживать звание лучшего в Военно-морском флоте корабля.
Одно из самых ярких воспоминаний дедушки - боевая служба на БПК «Адмирал Юмашев». В сентябре 1981 года корабль в составе группировки, состоящей из четырех судов, вышел в Атлантический океан, отправляясь на остров Куба. Но после выхода поступила другая задача: следить за группировкой кораблей НАТО, которую возглавлял новый атомный авианосец США «Эйзенхауэр». Жесточайшие шторма сменялись туманными штилями с ограниченной видимостью. Но, несмотря на все трудности и превосходство американских кораблей в скорости, советские моряки справились с поставленными задачами и продолжали слежение за кораблями НАТО до их захода в порт Неаполь. Таким образом, вместо Кубы Советские корабли оказались в Средиземном море, где продолжали решать задачи боевой подготовки.
Находящийся в дальнем походе большой противолодочный корабль «Адмирал Юмашев» отбивал одну атаку «противника» за другой. Под прикрытием дымовой завесы подходили торпедные катера, воздушный «противник» нападал на корабль с разных сторон, плавающие «мины» тоже представляли серьезную опасность.
Оградить БПК от всего, что мешало выполнению главной задачи — поиску подводной лодки, были призваны артиллеристы. И воздух над кораблем беспрерывно светился вспышками выстрелов и трассами снарядов. Как потом объявил по трансляции командир корабля капитан 3 ранга П.П. Хоменко, все мишени моряки поразили прямыми попаданиями.
В феврале 1982 года большой противолодочный корабль «Адмирал Юмашев» под командованием капитана 3 ранга Хоменко П.П. совершил деловой визит в Тунис, порт Бизерту.
7 апреля 1982 года корабли вошли в главную базу Северного флота и пришвартовались к родным причалам. Большой противолодочный корабль «Адмирал Юмашев» за выполнение задач 7 месячной боевой службы в Атлантическом океане и Средиземном море получил оценку «отлично», а его командиру было досрочно присвоено звание капитана 2 ранга.
За период службы на боевых кораблях дедушка принимал участие в 8-ми боевых службах, ежегодных учениях СФ в Атлантическом океане, где всегда успешно решал поставленные задачи. Слушая рассказы деда о дальних походах, я представляю удивительные приключения в далеких странах и чужих морях, восхищаюсь его находчивостью и решительностью в трудных ситуациях, меня изумляет дедушкино бесстрашие, когда он находился в океане на волосок от гибели.
В октябре 1983 года дедушку назначили начальником штаба 170 бригады противолодочных кораблей 7 оперативной эскадры. Он еще чаще стал выходить в море на различных кораблях бригады. Бывали случаи, когда, возвращаясь в базу после длительного похода, он получал приказ пересаживаться на другой корабль и снова выходил в море. А это вновь бессонные ночи, десятки неожиданных вводных, уточнений, запросов...
В период исполнения должности начальника штаба на семью совершенно не хватало времени. Главное внимание он уделял подбору, подготовке офицеров штаба, командного состава кораблей бригады, подготовке кораблей к совместному плаванию и ведению боевых действий в составе оперативного соединения, флагманским кораблем которого был тяжелый авианесущий крейсер «Киев». Разработал и внедрил организацию и динамику встречного боя оперативного соединения с авианосной многоцелевой группировкой вероятного противника и защитил диплом по этой теме в Военно-морской Академии имени А.А.Гречко, где учился заочно.
В 1986 году дедушку назначили заместителем начальника вспомогательного флота СФ, а в 1991 году - начальником вспомогательного флота СФ. В этой должности он успешно, без срывов, осуществлял материальное и техническое обеспечение кораблей, выполняющих задачи боевой службы и боевой подготовки в море.
В 1994 году дедушке было присвоено высокое звание – контр-адмирал. Многие годы под руководством контр-адмирала ХОМЕНКО П.П. «..суда обеспечения успешно выполняли за­дачи по поддержанию боевой готовности, материальному и техническому обеспечению сил и гарнизонов Министерства обороны РФ, находящихся на островах Баренцева и Белого морей, островах Новой Земли». («Морской сборник» №1, 2000)
Мой дедушка – удивительный человек, его не только любят домашние, но и ценят коллеги за то, что он лично работает с командирами, офицерами, гражданским персоналом соединений судов обеспечения вспомогательного флота, переда­ет им свой служебный опыт, вникает в нужды и запросы людей, упорно добивается разрешения возникающих проблем. Своим примерным выполнением воинского долга, знанием дела способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.
За высокие достижения в служебной деятельности, отличную профессиональную подготовку, успешное выполнение поставленных задач на всех занимаемых должностях, контр-адмирал Хоменко Петр Павлович награжден орденом «За службу Родине», 13 медалями, многочисленными ценными подарками и грамотами, удостоен Почетного звания «Заслуженный военный специалист Российской Федерации».


Я постарался рассказать вам о своем дедушке, Хоменко Петре Павловиче, который благодаря сильному, решительному и независимому характеру, умению много и плодотворно работать, постоянному стремлению к повышению квалификации смог из деревенского паренька превратиться во флотоводца. Хочется отметить, что очень большое значение для моего деда всегда имела семья. В первом офицерском отпуске он женился на однокласснице, которая прошла с ним по жизни, разделила все тяготы службы, родила и воспитала двоих детей: моего папу, Хоменко Сергея Петровича, (сейчас он уже старший морской офицер, капитан 2 ранга) и мою тетю – Хоменко Наталью Петровну. Дедушка очень редко бывал дома, отдавал все силы службе, но он мог спокойно работать, потому что был уверен: его любят и ждут, а что может быть дороже, чем любовь близких – тайная опора на всю жизнь!
Мне всего 13 лет, и у меня еще очень маленькая биография, но я проанализировал жизнь моего дедушки, чтобы выявить все лучшие черты, и быть на него похожим. Уже сейчас я делаю то, что в моих силах: учусь на «отлично», веду исследовательскую работу, участвую в городских, областных конкурсах, успешно занимаюсь спортом. Впоследствии я планирую продолжить династию и стать моряком, как мои дедушка и папа, но даже если моя жизнь не будет связана с морем, я постараюсь быть достойным продолжателем фамилии Хоменко.

В. Песков сравнивал родину с огромным деревом, на котором не сосчитать листьев. Публицист говорил о том, что все наши добрые поступки прибавляют сил этому древу. Но ведь всякое дерево имеет корни, которые питают его жизненными соками, связывают с землей, дают силу. Для человека, семьи, народа корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Когда я изучал жизнь моего дедушки, я думал о том, как это важно – знать своих предков, свои истоки, свои корни, тогда дороже будет земля, на которой мы живем, легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях, не забывать лучшие черты наших предков и преумножать их добрые деяния!

Немає коментарів:

Дописати коментар